Лайма Вайкуле  

Все в ней сливается в пленительный пейзаж дюн, сосен, головокружительного запаха хвои. Ее творчество - это дуновение ветерка с Рижского взморья... Но есть что-то главное - искренность, чистота, прозрачная, как янтарь с того же берега.

"Я люблю нравиться всем. Хотя понимаю, что нравиться всем невозможно. В таком случае я предпочитаю нравиться тем, кто любит во мне то, что люблю в себе я".

Родилась 30 марта 1954 года в Риге. Отец Станислав — рабочий (умер около десяти лет назад). Мать Янина — некогда заведующая магазином, а теперь — пенсионерка и домохозяйка. Никакого отношения к искусству родители не имели, однако бабушка Лаймы пела в церковном хоре. Судя по всему, ее гены и передались внучке.
1966 — Лайма становится дипломантом республиканского конкурса вокалистов
1970 — знакомство с молодым бас-гитаристом Андреем Латковским, ставшим впоследствии ее первым и единственным мужем (гражданским)
1979 — начала выступать в знаменитом варьете «Юрас перле» в Юрмале. Где не только пела, но и ставила танцы, придумывала костюмы и подбирала музыкантов в собственный коллектив. Шоу Лаймы считалось самым красочным в Прибалтике и привлекало к себе огромное количество зрителей. Именно тогда на нее во второй раз обратил внимание Раймонд Паулс
1987 — Гран-при на XXII ежегодном международном фестивале песни «Братиславская лира» в Чехословакии и высшая награда «Золотая лира»
1991 — работа по контракту в Японии

10 мало-известных фактов

1. С детства мечтала стать не певицей, а врачом — и непременно хирургом. В 1969 году даже поступила в медучилище, которое оставила ради сцены.
2. В первом классе школьная учительница настоятельно рекомендовала родителям Лаймы купить дочери пианино (мол, у Лаймы явный музыкальный талант), но девочка категорически отказалась от такого будущего.
3. В детстве наша героиня ненавидела все девчачьи игры, предпочитая классикам и дочкам-матерям казаков-разбойников и прочие «войнушки».
4. В возрасте пятнадцати лет на Лайму впервые обратил внимание Раймонд Паулс, руководивший в те годы популярнейшим Рижским эстрадным оркестром. Паулс пригласил Лайму в коллектив, но юное дарование предпочло этому работу в собственной рок-группе.
5. В 1988 году американский продюсер Стен Корнелиус, отслушав на «Мелодии» записи всех тогдашних советских звезд с целью их раскрутки на Западе, обратил внимание только на одну — Лайму, подкупившую его своим низким чувственным тембром голоса. Вайкуле срочно прервала гастроли по южным приморским городам и отбыла в Штаты. Там она получила в газетах титул «Русской Мадонны», снялась в нескольких программах американского телевидения и получила контракт от известной фирмы грамзаписи MCA/GRP.
6. В начале 90-х в одной из рижских газет некий журналист, подписавшийся псевдонимом Сержант, написал о Лайме статью под названием «Русская армия уходит, а агенты остаются». Публикация настолько сильно задела певицу, что она сразу написала ответ под заглавием «Сержант никогда не станет генералом!»
7. В 1991 году Лайма перенесла тяжелую болезнь, которая едва не закончилась летальным исходом. Именно тогда она впервые обратилась к религии. Как это ни странно для дочери католиков, к православной.
8. В 1993 году Лайма решила заняться бизнесом, открыв в Риге салон-парикмахерскую «Лайма-люкс». Параллельно в Калифорнии был налажен выпуск одноименной косметики. По словам самой Лаймы, никакого особого дохода этот бизнес ей не приносит.
9. В середине 90-х годов Лайма и ее гражданский муж Андрей, с которым они вместе уже около 20 лет, кроме четырехкомнатной квартиры в центре Риги, имели прекрасную дачу в Юрмале. Однако по новому закону, принятому в Латвии, бывшие собственники, имевшие в 20—30-е годы собственность в буржуазной Латвии и затем эмигрировавшие, теперь имеют право получить недвижимость обратно. Дачу Лаймы получил один из наследников бывших, «досоветских» хозяев, проживающий в Швейцарии. В Латвию он так и не вернулся.
10. Больше всего на свете Лайма Вайкуле ценит свою личную свободу: «С момента, когда человек начинает думать, что он кому-то принадлежит (я имею в виду отношения между мужчиной и женщиной), все и рушится».

Лайма дебютировала на большой эстраде в 1984 году, выступив на "Новогоднем огоньке". Уже в 1986-м она поет в "Песне года". А через год получает гран-при на "Братиславской лире". Ошеломительный успех. Раймонд Паулс зажигает яркую самобытную звезду на российском поп-небосклоне. В редком интервью Лайма призналась: "Моя карьера началась совершенно случайно. На свой первый конкурс я пошла за компанию с подружкой - она хотела стать певицей, а я - врачом. В результате конкурс выиграла я, и сейчас она стала врачом, а я - певицей. Все было случайным - и конкурс в Братиславе. Туда я вообще ехать не хотела. Никогда не хотела быть ни первой, ни последней. Я нормально себя чувствовала, работала, давала концерты. Но меня в Минкульте уговорили, а Раймонд Паулс помог. Нас тогда ненавидели в Чехословакии, хотя Илья Резник меня уверял: "Лайма, с соцлагерем мы договорились". Но по всему было видно, что наоборот. Когда меня объявляли, в зале стояла гробовая тишина. Вот тогда я по-настоящему воевала с публикой! И как раз соцлагерь меня топил. Если бы тогда в жюри не было представителей капиталистических стран, конечно, я не получила бы гран-при".

Вспоминая свое детство, Лайма говорит, что "была жутким ребенком, тираном, вожаком над всеми детьми". Но при этом она оставалась очень одинокой и замкнутой девочкой. Любила природу. В куклы не играла. "Я была самым трудным ребенком и жутко упряма, - рассказывает певица. - Помню, когда была очень маленькой, валялась по полу, если мне что-то не давали. Видимо, чтобы родителям жизнь медом не казалась, я устраивала им настоящий концерт - орала изо всех сил, а про себя думала: "Когда же они меня пожалеют, а то у меня сил уже больше нет". Так что я добивалась своего любыми путями. Родители, особенно папа, всегда относились ко мне с пониманием и терпением.
Ко всему прочему Лайма в будущей жизни хотела бы родиться мужчиной.
Про неё говорят, что, кроме таланта и безупречного стиля, она имеет крайне тяжелый характер. Журналистов не любит. Ссорится и ругается с ними, если вдруг прозвучат неуместные вопросы.

Лаймой Вайкуле принято восхищаться: одни это делают вполне искренне, другие - лишь на словах. Существуют, конечно, и недоброжелатели, однако и они признают, что такой стильной женщины на эстраде СНГ больше не найти. Лайма выкладывается на сцене на полную катушку и как настоящая латышка, сдержана, кокетлива и знает себе цену.
Впрочем, сама Лайма, не отрицая вышесказанного, без ложной скромности присваивает себе и другое почетное звание - "думающей певицы", причем делает это ненавязчиво, с присущим ей шармом. А заодно, ничуть не опасаясь кривотолков, делится собственными убеждениями насчет "патологической беспроблемности на постсоветской эстраде": "Мне кажется, что артисту вовсе не обязательно веселиться без особых на то причин, натянуто улыбаться на сцене и за ее пределами, а тем более изображать из себя что-то пустое, беззаботное. По-моему, иногда он все-таки должен быть задумчивым, серьезным... Хотя, возможно, я рассуждаю таким образом лишь потому, что не принадлежу к многочисленной категории шлягерных певиц?"
Секрет её очарования и удачи как нельзя прост: " Что значит не везет? Нужно ведь всегда быть красивой, следить за собой, быть приветливой,. И когда появится тот единственный человек, которого она ждала, она будет готова к этой встрече. А иначе, ее могут и не заметить. Человек счастлив настолько, насколько хочет."

Отрывки из её интервью :
РЕПОРТЁР: Мы у наших героев спрашиваем один вопрос и каждый на этот вопрос, который я вам сейчас задам отвечает по своему. Что такое счастье для Вас, для Лаймы?
ВАЙКУЛЕ : Счастье для меня - Это мгновение. Мне кажется, чем человек более зрелым становится, он не может того испытывать , когда ему было 17-18 лет, когда казалось, что земля крутится вокруг него. Счастье сегодня для меня уже, мне нужно, чтобы ощутить это, во первых это необъяснимо и не пощупать, но мне нужно, чтобы слишком много вокруг было хорошо, чтобы мои родные были здоровы, чтобы по телевизору не показывали страсти, которые есть. Любое может быть ощущением счастья. Обычно надо очень много, чтобы это получить. Обычно ближе всего это то, что касается работы

РЕПОРТЁР :В одной из программ Борис Моисеев сказал, что шоу- бизнес требует от человека жестокости. Вы приобрели такую жестокость,?
ВАЙКУЛЕ : О Боря, он конечно мог сказать такое. На самом деле он очень добрый парень, он просто так сказал, чтобы Вы думали, что он крутой. Я не думаю, что нужна жестокость. Это совсем иначе, я думаю, называется. В шоу бизнесе должна быть какая-то жесткость к себе и к окружению, потому что ты идешь к цели. Я пришла, я работала в маленьком клубе, где для меня это была больше, чем любая сцена, которая была до того. Я все равно была на сцене, поэтому никакой жестокости и жесткости мне не нужно было, я просто делала свое дело.
Мое ощущение в шоу - бизнесе, я чувствую себя... не я творю, не я, кто я - я не кто. Есть кто-то сверху, кто дал мне этот дар. Сегодня я просто должна не подкачать, раз мне это дали - я должна вся выложиться и раз мне это дано, я должна это использовать и работать.
РЕПОРТЁР: Слышал, вам под горячую руку лучше не попадать — на всю жизнь останется неизгладимое впечатление. В какие моменты вам лучше всего не попадаться на глаза?
ВАЙКУЛЕ: До концерта — почти весь день. А после — час точно. Я еще раз убедилась в том, что когда человек талантлив - он не терпит глупости вокруг себя и он сразу становится человеком плохого характера - это моментальное клеймо. Бывают моменты, когда мне нужно побыть одной. Будешь подальше — меньше проблем! Драться я, конечно, не буду, но быть не очень приветливой — могу.

РЕПОРТЁР: Мне кажется, Вы очень сильный человек и в то же время женственный, а вот старый образ сильной женщины - рабочей и колхозницы. Мне хотелось бы спросить - грубая женщина для Вас, это как?
ВАЙКУЛЕ : Говорят, что окружение формирует человека. Это, наверно, несчастна та женщина, которая грубая и она не виновата, такая у нее судьба. Она грубая не в том смесле, что она много работала и у нее руки в мозолях. Не в этом дело... Это и воспитание, это среда. Я не осуждаю, мне их жалко. Наверное, самое главное, чтобы рядом был человек, который тебя делает женственной. Мужчины обычно говорят, что эта женственная, а эта женщина не очень женственная. Откуда все это? Во первых, как правило, глупая женщина - женственная (смех), так кажется мужчинам, потому что сразу женственной кажется, потому что балда полная - сразу видно. Но на самом деле женственная та женщина, у оторой рядом правильный мужчина и который делает ее женственной
РЕПОРТЁР: А что такое правильный мужчина?
ВАЙКУЛЕ: А я сейчас скажу.Это когда я сажусь и мне всегда подставляют стул - я к этому привыкаю, когда я сажусь в машину и мне не нужно перебираться на дальнее сидение, потому что мой кавалер сядет. Вот я села, он закрыл за мной дверь и обошел и сел сам с другой стороны. Вот такие мелочи делают женщину женственной. И если правильный с ней мужчина, то через год - два у нее все манеры правильные появятся
РЕПОРТЁР: Значит все зависит от мужчины, который находится рядом?
ВАЙКУЛЕ От него ничего не зависит, но это от него зависит.....

РЕПОРТЁР: Что такое союз мужчины и женщины?
ВАЙКУЛЕ: На мой взгляд, это уверенность в том, что на самом деле никто и никому не принадлежит. Только в этом случае союз будет крепкий.

РЕПОРТЁР: Тебе знакомо чувство сожаления?
ВАЙКУЛЕ: Что касается сожаления о сделанном... Конечно, у меня есть какие-то сожаления, но они настолько личные...
РЕПОРТЁР: Поделись.
ВАЙКУЛЕ: А зачем?
РЕПОРТЁР: Сразу станет легче.
ВАЙКУЛЕ: Не думаешь ли ты, что я буквально страдаю о прошлом? Нет, конечно! Я просто знаю сегодня, что такое раскаяние. Раньше считала, что раскаяться - это так себе, сказать Богу "прости". Сегодня я понимаю: раскаяние - это когда болит душа...............


назад
мои земли
на_титульную



Hosted by uCoz